Изобретатели Российской империи.


                              Владивосток в недалеком будущем. Дореволюционная открытка.



 Журнал "Природа и люди" № 29, 1914 года. Часть статьи.

Русская земля всегда была богата на таланты. По некоторым данным, российским изобретателям принадлежит треть всех изобретений на планете Земля, многие из которых, как показывает практика, по каким-то непонятным причинам присвоены изобретателям других стран.


В 1736 году в официальных документах правительственных учреждений впервые упомянут Леонтий Шамшуренков, изобретатель уникальных подъемных машин и "самобеглой  коляски", первого в России механического  экипажа.
Крепостной крестьянин Леонтий Лукьянович Шамшуренков родился в 1687 году в деревне Большое Поле Яранского уезда Казанской губернии.

Еще в 1741 году Леонтий предложил проект "самобеглой коляски, коя бегать будет без лошади... хотя чрез какое дальнее расстояние, и не только по ровному места положению, но и к горе". 
Эта коляска была построена, на что Шамшуренкову "было отпущено железа сибирского мягкого 5 пудов, стали самой доброй 3 пуда, проволоки железной толстой 20 фунтов, клею рыбьего 4 фунта, гвоздей штукатурных три тысячи, сала говяжьего 5 фунтов, а к доделке коляски кожа и ремни особо высокого качества, да 30 аршин холста на обивание".
1 ноября 1752 г. в Петербурге была представлена коляска талантливого русского самоучки.


В 1769 году, француз Никола Куньо (Nicholas Joseph Cugnot) презентует всему миру подобный аппарат, но уже с паровым двигателем. Но и проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с. был разработан уже в 1763 году Ползуновым.
В 1752 году Шамшуренков предложил еще одно невероятное изобретение — "часы, что версты считают", и на этих часах, которые крепились к задней оси коляски, "показано на кругу стрелою до тысячи верст, и на всякой версте будет бить колокольчик", то есть сегодняшний таксометр.


"Лексикон изобретений и открытий", составленный доктором-ниженером Францом Фельдхаусом, 1904 год.  Хайдельберг, Германия. Университетское издание.




М.В.Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии, в семье крестьян.

В 1754 г. Михаил Васильевич Ломоносов построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать.
Независимо от идеи летательного аппарата Леонардо да Винчи, труды которого были найдены много позже, М. В. Ломоносов пытался создать летательный аппарат вертикального взлёта, который должны были обеспечивать спаренные винты (на параллельных осях), однако это устройство не подразумевало пилотируемых полётов — основным предназначением данного прибора были метеорологические исследования — всяческие измерения на разных высотах (температура, давление и т. д.).
Михаил Васильевич разработал около сотни различных физических и метеорологических приборов, в частности, вискозиметр для измерения вязкости, рефрактометр для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов, пирометр, анемометр, газовый барометр.

Ломоносов создал прибор "для сгущения света", названный им "ночезрительной трубой", предназначенный для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время или, как говорится в его статье "Физическая задача о ночезрительной трубе" (1758) — служившую возможности "различать в ночное время скалы и корабли".
6 мая 1761 года, во время прохождения планеты Венеры по диску Солнца, Михаил Васильевич открыл существование атмосферы у этой планеты. Впервые в мире он сформулировал "всеобщий естественный закон" – закон сохранения материи.




Андрей Константинович Нартов (1693—1756) — русский учёный, механик и скульптор, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс.

Впоследствии это изобретение было забыто, и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колес заново изобрёл в 1797 году Генри Модсли.




Токарно-копировальный станок А.К. Нартова 1712 г. в стиле русского барокко (слева). Большой токарно-копировальный станок А.К. Нартова 1718-1729 г.г. в стиле петровского барокко (справа). 

Чрезвычайно ценным и новым для своего времени является также изобретение Нартовым оптического прицела. Военно-технические успехи Нартова давали такой потрясающий экономический эффект, что их невозможно было не признать.




Иван Ползунов родился 14 марта 1728 года в Екатеринбурге в семье солдата государственных строительных работ, выходца из крестьян Туринского уезда Тобольской губернии.

Проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с. Ползунов разработал в 1763 году.

Это был первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть, в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода.

В 1764—1766 годах сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей.

Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 л.с., и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве.








Василий Владимирович Петров - родился в 1761 году в городе Обояни, Курской губернии в семье приходского священника. 
Василий Владимирович произвел ряд важных экспериментов, дав начало развитию и изучению эффекта люминесценции. Открыл явление свечения между двумя электродами – электрическую дугу.

В 1803 Петров издает труд, где подробно описал опыты итальянских коллег и свои измышления, основанные на результатах собственных опытов. Также здесь было описано, открытое Василием Владимировичем явление свечения между двумя угольными электродами при прохождении по ним электрического тока. По сути Петров открыл электрическую дугу. Он обстоятельно исследовал ее и обнаружил, что она с успехом могла бы применяться для освещения или плавки металлов.
Почти через полторы сотни лет открытая Петровым электрическая дуга стала с успехом применятся в дуговых источниках света, в плавильных печах для нагрева металлов, в электросварке и в электрометаллургии.
Также ученым были проведены множество опытов по изучению электролиза – разложения веществ на компоненты под действием электрического тока. Он впервые применил изоляцию проводника тока (при помощи сургуча). Ему также принадлежат фундаментальные исследования электрических явлений в разреженном пространстве.




Титульный лист книги В.В. Петрова, в которой он сообщает об открытии электрической дуги.






Первый электромагнитный телеграф создал российский ученый Павел Львович Шиллинг (1786-1837) в 1832 году. Публичная демонстрация работы аппарата состоялась на квартире Шиллинга 21 октября 1832 года.

Павел Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определенная комбинация символов, которая могла проявляться черными и белыми кружками на телеграфном аппарате.

Телеграфный аппарат П. Л. Шиллинга







Основной вклад в создание электрической лампочки внесли русские инженеры Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Лодыгин.
В 1875 году талантливый изобретатель Павел Николаевич Яблочков (1847-1894), разместив угли параллельно и разделив промежуток между ними изолирующим веществом, способным испаряться по мере их горения, создал "электрическую свечу".






Устройство "свечи Яблочкова"








Русский электротехник, изобретатель лампы накаливания Александр Николаевич Лодыгин родился в 1847 году. Он учился на военного инженера в Московском военном училище, которое окончил в 1867 году. Вскоре, выйдя в отставку он стал разрабатывать схему лампы накаливания.
Лодыгин первым предложил использовать в качестве нити накала вольфрамовую проволоку. Именно вольфрам используется в современных электрических лампах. Кроме того, Лодыгин конструировал приборы электрического отопления, электрические печи для плавки металлов из руд и другие электрические устройства.


Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве


В 1871 году А.Н. Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза.






Способ электрической сварки металлов придумал и впервые применил в 1882 году русский изобретатель Николай Николаевич Бенардос (1842 –1905). "Сшивание" металла электрическим швом он назвал "электрогефестом".

Ему принадлежит идея и разработка устройства для сварки металлическим электродом на переменном токе, разработка сварки в струе газа, сварки наклонным электродом. Он первым начал применять различные флюсы и закрытую дугу, а также был основоположником механизации и автоматизации сварочного процесса.
Ему принадлежит более двухсот изобретений, среди которых железные бороны и углубители, скороварки и молотильные машины, паровые ножницы, пневматическая поливалка, пароходные колёса с поворотными лопастями, охотничьи лодки, краны, турбины для гидроэлектростанций, десятки модификаций замков, подьёмников, патронов, пуль, в т.ч. пуля со смещенным центром, механическая прачечная (стиральная машинка)

Патент Н. Н. Бенардоса на способ дуговой электросварки Электрогефест ,1887 год.









Михаил Осипович Доливо-Добровольский ( 1862— 1919), усовершенствовал электромагнитные амперметры и вольтметры для измерения постоянного и переменного токов (1887—1888). Для различного рода измерительных приборов удачно применил принцип двигателя с вращающимся магнитным полем (1892). Создал также приборы для устранения в телефонах помех от электрических сетей сильных токов (1892), изобрёл способ деления напряжения постоянного тока, основанный на применении неподвижной катушки индуктивности, которую он назвал делителем напряжения (1893). В 1888 построил первый трёхфазный генератор переменного тока с вращающимся магнитным полем мощностью 2,2 квт, предложил асинхронный двигатель трёхфазного переменного тока с ротором из литого железа с насаженным полым медным цилиндром. Разработал все элементы трёхфазных цепей переменного тока: трансформаторы трёхфазного тока (1890), пусковые реостаты, измерительные приборы (например, фазометр, 1894), схемы включения генераторов и двигателей звездой и треугольником и др.

В 1891 на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне демонстрировал первую в мире трёхфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км. Михаил Осипович первый предложил широко применяющийся метод гашения электрической дуги в выключающих аппаратах (1910—14).

Двигатель трехфазного тока в 100 лошадиных сил конструкции М. О. Доливо-Добровольского, установленный во Франкфурте-на-Майне.







12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей сего изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан. Промышленники не заинтересовались и не оценили преимуществ гусеничного хода, а Д. А. Загряжский, не имея средств, не смог реализовать свое изобретение и в 1839 году патент был аннулирован. 




В 1879 году русский изобретатель крестьянского происхождения Фёдор Абрамович Блинов ((1827 —1902) получил патент на созданный им гусеничный ход для трактора. Он его называл "паровоз для грунтовых дорог".

В 1878 было подано ходатайство в Департамент торговли и мануфактур о выдаче Блинову "привилегии" (патента)и  20 сентября 1879 он был выдан. Вводная часть гласила:
"Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…"
"Самоход" Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 г. — на Нижегородской ярмарке..








Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881),  в 1853 году впервые в мире составил атлас "Топографическая Анатомия" не имеющий аналогов. Изобрёл наркоз, гипс и многое другое без чего мы не мыслим сегодняшнюю медицину.




Иван Фёдорович Александровский  (1817— 1894), русский художник, фотограф, инженер и изобретатель. В 1854 году изобрёл первый в мире стереофотоаппарат.

Иван Фёдорович является создателем  торпеды (1865) и первой в отечественном флоте подводной лодки с механическим приводом (1866), в котором рабочим телом служил сжатый воздух. Сооружавшаяся три года подводная лодка была спущена на воду 8 июня 1866 года. Она имела в длину 34 метра при ширине в 4 метра и высоте в 3,5 метра. Во время маневров на Тронзундском рейде лодка блестяще выдержала испытания. Впоследствии, когда лодка испытывалась на погружение на глубину 28 метров, она затонула. Хотя ее и удалось извлечь, но больше испытаний не возобновляли и лодку сдали в порт на слом. Так было погребено, а затем и позабыто, замечательное русское изобретение.




Русский ученый и изобретатель в области научно-технической фотографии Вячеслав Измайлович Срезневский (1849 – 1937) – сын знаменитого русского  языковеда  –  составителя  словаря  древнерусского языка И.  И.  Срезневского.
Изобрел портативную  походную аппарат-лабораторию (1875), которая имела вид ранца и служила одновременно камерой для съемки и лабораторией для проявления (раньше такая лаборатория занимала целый фургон, запряженный парой лошадей); устойчивый против внешних  воздействий фотоаппарат  (1882)  для  экспедиции Н. М. Пржевальского, первый аэрофотоаппарат (1886). Разработал и впервые изготовил специальные фотопластинки для аэрофотографии (1886), водонепроницаемую камеру для подводных съемок (1886), камеру для регистрации фаз солнечного затмения (1887).





Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894), русский математик и механик, в 1860 году просчитал и разработал конструкцию прямолинейного хождения (перемещения) механизмов без колесных пар, по принципу шага. Аппарат был назван стопоходящая машина.


Модель стопоходящей машины П. Л. Чебышева








Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944), русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Считается одним из создателей цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

С. М. Прокудин-Горский. Группа деревенских детей. 1909 год
На дальнем плане Пятницкая церковь в Белозерске. 






Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) русский химик, впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений.





Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – выдающийся российский ученый, создатель эволюционной и других школ физиологии, в 1863 году опубликовал свой феноменальный труд "Рефлексы головного мозга".


Ему впервые в истории удалось обосновать рефлекторную природу бессознательного поведения.
Опираясь на результаты многолетних исследований, он доказал, что основу психических явлений составляют физиологические процессы в организме.

Кроме того, ученый продемонстрировал, что физиология индивидуума может быть изучена объективными методами. 



Титульный лист еженедельной газеты «Медицинский вестник» с опубликованной работой И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», 1863.











Андрей Романович Власенко - русский изобретатель, разработал первую в мире зерноуборочную машину типа комбайна, названную им "жнея-молотилка". 
В 1868 г. на полях Бежецкого уезда Тверской губернии появилась машина, которая одновременно жала и молотила хлеб. Материалы об этой машине в 1868 г. были опубликованы в трудах Вольного экономического общества.

Комбайн А. Р. Власенко:

1 – гребенка для прочесывания стеблей и срывания колосьев; 2–молотильный барабан; 3 – транспортер; 4-решета для очистки зерна; 5 – ларь (бункер); 6 – устройство для подъема гребенки и барабана; 7-штурвал; 8 – дышло.









Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.
Открыл периодический закон химических элементов и в 1869 году создал одноимённую таблицу.
Её первоначальный вариант был разработан Д. И. Менделеевым в 1869—1871 годах и устанавливал зависимость свойств элементов от их атомной массы (по-современному от атомного веса)














Владимир Григорьевич Шухов (1853—1939) является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металических сетчатых оболочек строительных конструкций, арочных конструкций покрытий с тросовыми затяжками. Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крэкинга нефти. Согласно патенту Российской империи № 12926 от 27 ноября 1891 г. в нашей стране была зарегистрирована первая в мире промышленная установка, осуществлявшая непрерывной термический крекинг нефти.

Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, фотография А. О. Карелина, 1895 год.








Капитан русского флота, серб Огнеслав Степанович Костович (1851-1916) — изобретатель и конструктор, автор многих изобретений в различных областях техники. 
За двадцать лет до Цеппелина, в 1879 году, Огнеслав конструирует жёсткое воздушное судно - дирижабль "Россия" -  и создаёт для него бензиновый двигатель с водяным охлаждением и электрическим зажиганием.  Подобного мотора в те годы не существовало.

Проект Костовича привлек к себе всеобщее внимание. Изобретателя поддержал Д. И. Менделеев. На строительство летательного аппарата были собраны по подписке деньги. На Охтенской судостроительной верфи была начата постройка дирижабля.
В первую очередь начали строить двигатель. В 1884 году мотор был готов и к концу года подвергся испытаниям. Мощность его почти в десять раз превосходила мощность мотора, построенного Даймлером через год.

В 1879 году Костович продемонстрировал летающие модели вертолёта, самолёта, орнитоптера, в 1881 г. приступил к постройке самолёта в натуральную величину, которая не была доведена до конца, и внимание изобретателя переключилось на постройку дирижабля "Россия". В 1881 г. сконструировал автономный скафандр, позволявший находиться под водой в течение 6 ч. без сообщения водолаза с поверхностью моря.





В 1878—1879 гг. польско-русский инженер-изобретатель, автор ряда конструкций подводных лодок Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) построил два экспериментальных подводных аппарата (малый одноместный и более крупный четырёхместный), приводимых в действие педальным приводом и способных запускать с глубины к поверхности всплывающие мины.
В 1880 году разработал первую в мире подводную лодку с электродвигателем.
Подводные лодки Джевецкого рименялись в 1880-е гг. в системе обороны российских военных портов на Балтийском и Чёрном море. После модернизации ограниченно использовались во время русско-японской войны (1904—1905).


Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)









Первый в мире электрический трамвай изобретения русского инженера и изобретателя Фёдора Аполлоновича Пироцкого (1845 — 1898) начал своё движение в Петербурге в 1880 году. Ф.А. Пероцкий модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 3 сентября необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию.





Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России. Создателем первого в мире самолета является Александр Федорович Можайский
Еще в 1876 г. Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1881 году А.Ф. Можайский получил первый в России патент («привилегию») на летательный аппарат (самолет), а в 1883 г. завершил сборку первого натурного самолета. 







В 1889 году был изготовлен первый российский двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе конструкции Евгения Александровича Яковлева (1857 — 1898). Он выдержал все испытания и даже выгодно продан. За успехами Яковлева внимательно следило Русское общество естествоиспытателей. Он был приглашен на его VIII съезд и сделал сообщение об итогах работы по созданию двигателя на жидком топливе, которое вызвало большой интерес.
19 июля (7 июля) 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде состоялась первая публичная демонстрация самодвижущегося экипажа Е.А.Яковлева и П.А. Фрезе.

Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки, 1896 год. Фото Максима Дмитриева.






Первая гибкая фотоплёнка а также короткофокусный объектив и моментальный фотозатвор были изобретены в 1883 году русским фотографом Иваном Васильевичем Болдыревым (1849/50 – 1898).




Михаил Филиппович Фрейденберг (1858—1920), В 1893 году совместно с инженером Иосифом Андреевичем Тимченко (1852 — 1924) построили первый в России киносъёмочный аппарат, на два года опередивший появление "Синематографа" братьев Люмьер.
В том же 1893 году И. А. Тимченко и М.Ф.Фрейденберг изготовили кинетоскоп собственной конструкции, при помощи которого были сняты две ленты — "Скачущий всадник" и "Копьеметатель", и  был впервые продемонстрирован в январе 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей.




Одним из первых изобретателей радиовещания были великий сербский учёный Никола Тесла, а в России в 1895 году русский физик и электротехник, профессор, Александр Степанович Попов (1859-1906). Их изобретения были затем скопированы итальянцем Маркони без ссылок на источники.



7 мая 1895 года Александр Степанович Попов впервые публично продемонстрировал прием и передачу радиосигналов на расстоянии. В 1896 год А.С. Попов передал первую в мире радиотелеграмму. В 1897 А.С. Попов установил возможность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа. А в Европе и Америке считается, что радио изобрел итальянец Гульельмо Маркони в том же 1895 году. 


Первое сообщение о «разрядоотметчике Попова». Июль 1895 года. Стр.460 из книги Д.А.Лачинова "Основы метеорологии и климатологии" 2-е изд. Изд. А.Ф.Девриена. СМб. 1895.









Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) создал теорию ракетостроения и отстаивал идею разнообразия форм жизни во вселенной. Являлся первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства.






Чертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство», 1883)







Игнатьев Григорий Григорьевич (1846-1898 гг.) - русский военный связист. В 1880 г. первым в мире разработал систему одновременного телеграфирования и телефонирования по одному и тому же проводу. Для отделения токов тональной частоты от телеграфных импульсов Игнатьев использовал конденсатор. Для компенсирования индуктивности электромагнитов телеграфного аппарата он применил специальные катушки с двумя обмотками, одна из которых включалась в цепь, а другая оставалась с разомкнутыми концами. В результате этого телеграфные импульсы получали более резкие очертания.
В 1880 г. Игнатьев продемонстрировал свою систему в действии в физическом кабинете Киевского университета, а в начале 1881 г. она была успешно испытана на линии длиной 14,5 км. Бельгиец Ф. ван Риссельберг, которому приписывается изобретение одновременного телеграфирования и телефонирования, разработал свою систему лишь в 1883 г. Сравнительные испытания систем Игнатьева и Риссельберга в 1887 г. показали преимущества системы Игнатьева. Однако широкой известности она не получила, так как была достоянием военного ведомства.






Николай Дмитриевич Пильчиков (1857-1908), в 1898 году впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему безпроводного управления, открыл явления электронной фотографии и сформулировал её принципы.

Провёл фундаментальные исследования ионизации атмосферы и поляризации света. Создал множество удивительных оригинальных приборов и устройств, многие из которых носят его имя, в том числе и прообраз современного скафандра.





Начиная с 1879 г., Н.Д. Пильчиков ежегодно делал научные доклады и печатал свои исследования в России и за границей.







Естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) создал науки биогеохимию, радиогеологию и многие другие научные школы.




Физиолог, психолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), последователь Сечинова, создал науку о высшей нервной деятельности и представления о процессах регуляции пищеварения.





Первый проект ранцевого парашюта в 1911 году предложил русский военный Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944). Его купол был изготовлен из шелка, стропы разделялись на 2 группы. Купол и стропы укладывались в ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец-конверт для укладки парашюта.

Глеб Котельников с испытательным манекеном «Иваном Ивановичем»









В 1912 году Дмитрий Павлович Григорович (1883-1938) сконструировал первый в истории авиации гидросамолет.
Летающие лодки Григоровича "М-1", "М-2" и "М-4", построенные в России в 1912-1913 гг., были первыми в мире гидросамолетами. За рубежом (в частности, в Англии) практически пригодные конструкции гидросамолетов появились лишь в 1914 г.
                                 Летающая лодка М-4 на берегу Черного моря, 1915 г.




В 1912 году Владимир Григорьевич Фёдоров (1874 - 1966) сконструировал первую в мире автоматическую винтовку, а затем в 1916 году и первый в мире автомат.



Выдающийся химик-органик профессор Николай Дмитриевич Зелинский (1861 - 1953) разработал первый угольный противогаз, обладающий способностью поглащать широкую гамму отравляющих веществ. 
В 1895—1907 впервые синтезировал ряд циклопентановых и циклогексановых углеводородов, послуживших эталонами для изучения химического состава нефтяных фракций. В 1915 Зелинский успешно использовал окисные катализаторы при крекинге нефти, что привело к снижению температуры процесса и к увеличению выхода ароматических углеводородов. В 1918—1919 годах Зелинский разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти в присутствии хлористого и бромистого алюминия.





"Русский Витязь"— первый в мире четырёхмоторный самолёт который  дал начало тяжёлой авиации. Создан Игорем Ивановичем Сикорским (1889—1972) в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.

Сикорский сконструировал самолёт в 1911 году, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг.
2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минут. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст.


Иллюстрированый журнал литературы, политики и современной жизни "Нива" № 27, 6 июля, 1913 года. 









Первый двухэтажный вагон в России был построен ещё в 1905-м году на Тверском вагоностроительном заводе.


Двухэтажный вагон, построенный на Сормовском заводе. 1907 год.

К началу XX столетия за свою полувековую жизнь, Сормовский завод превратился в мощное промышленное предприятие со значительным количеством рабочих. Речные суда, шхуны, товарные и пассажирские вагоны, паровозы и другие виды продукции с маркой Сормовского завода были широко известны во всей России.
За 1899—1904 гг. завод выпустил 71 паровое судно. В 1903 году в Сормове был построен пароход „Волга". Судно это считалось самым лучшим буксирным пароходом.
В 1900 году в Сормове было положено начало новому производству: на заводе возникло мостовое дело, существовавшее до 1915 года.
По количеству рабочих Сормовский завод в первые годы XX века был в числе самых крупных промышленных предприятий всей России.

В 1903 году в Сормове был создан первый в мире теплоход „Вандал" (самоходная нефтеналивная баржа).
Чертёж теплохода "Вандал" 1903 год. Из журнала "Общества немецких инженеров" Том 49, №21, от 27 Мая 1905 года  (Zeitschrift des Vereins deutscher Ingenieure, Bd. 49, Nr. 21, 27. Mai 1905, S. 892)




По темпам промышленного производства Российская империя к 1914 году выходила на 1-е место.





Томск. Народные дома Школьного (до 1903 года также Народная бесплатная библиотека) и Физического Обществ. Дореволюционная открытка.

Россия была первой страной в мире, где начали строиться Народные дома для всех слоёв населения. Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением.
Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году.
И только годами позже Народные дома стали популярными в Англии, Шотландии, странах Скандинавии, Турции и некоторых других европейских государствах.




Из Журнала "Нива", № 10,  1906 год. 
Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.


По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире(Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.)

После прихода к власти большевиков,  более 200 учёных, философов, писателей были высланы из России. Эти люди составляли интеллектуальную мощь всего государства, поэтому неудивительно что оправиться от такого шока страна смогла только спустя несколько десятилетий. Многие великие изобретения были сделаны за границей выходцами из Российской Империи, и уже другие государства считают их своими.

Комментарии